Коллектив гимназии № 11 «Гармония» города Новосибирска как раз подтвердил, что родители – это главная опора педагога, потому что «современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общественности…» (из проекта президента России «Наша новая школа»).
25 марта 2010 года в стенах гимназии прошел открытый педагогический совет, тема которого «Роль родительской общественности в реализации целей и задач гимназии». На совместное заседание были приглашены не только учителя гимназии, но и родители.
Задачи, стоящие перед гимназией в образовании и воспитании детей, настолько сложны, что их решения невозможно без активного участия родителей. Семья вместе с гимназией строит тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающий среды, который создает эффективность всего образовательного процесса.
По мнению Тамары Павловны Жигулиной, учителя начальных классов, традиционно сложившиеся формы общения учителя с родителями себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии атмосферы доверия и благожелательности и новых форм отношений родитель-педагог.
Для того чтобы
подготовить и провести такую встречу, была проделана большая работа:
Предложенная на педагогическом совете аналитическая часть сложилась из анализа заместителей директора по учебной и воспитательной работе, рефлексии педагогов-предметников и классных руководителей, наблюдений в урочной и внеурочной деятельности, мнения и анкетирования родителей.
В выступлении Н.В.Павлюченко, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, были приведены примеры из положительного опыта, который наработан коллективом гимназии; определены проблемы и намечены пути решения этих проблем.
Так, сделаны выводы, что в начальной школе родители учатся принимать решения и быть открытыми к диалогу с учителем по отдельным вопросам, помогать учителю в формировании интересов детей и осознавать их возможности. И тогда (как сказал один из родителей) «приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым».
В среднем и старшем звеньях активность родителей несколько падает: они не так часто посещают школу, встречаются с учителями-предметниками, предпочитают следить за успехами или неудачами детей на расстоянии. Исходя из определившихся проблем учителю-предметнику, необходимо искать, разрабатывать такие формы работы с родителями, чтобы они были актуальны, востребованы и, самое главное, достигали желаемого результата.
В рамках подготовки и проведения педагогического совета родителям была предложена анкета, состоящая из девяти вопросов. На встрече проведен анализ одного из вопросов: в какой степени родители Вашего класса участвуют в реализации целей и задач гимназии?
В какой степени родители Вашего класса участвуют в реализации целей и задач гимназии? | |||
1-4 классы |
5-8 классы |
9-11 классы |
|
на 100% |
40% | 32% | 24% |
на 70% |
31% | 28% | 43% |
на 50% |
15% | 25% | 29% |
на 30% |
5% | 10% | 2% |
на 10% |
1% | 5% | 1% |
не ответили |
8% | - | 1% |
Из саморефлексии родителей, представленной в таблице, видно 86 % родителей в начальной школе, 85 % - в среднем звене, 96 % - в старшем звене являются активными участниками учебно-воспитательного процесса в гимназии, союзниками всех инициатив образовательного учреждения.
Вместе с тем, были определены и проблемы:
- чрезмерная занятость родителей, связанная с повышением статуса (взросление ребенка - профессиональная зрелость родителей)
- снижение мотивации родителей к участию в жизнедеятельности класса и гимназии в целом из-за отсутствие у классного руководителя системы в работе с родителями;
- недостаточная информативность о делах, проходящих в гимназии;
- отказ от помощи родителей, авторитарность со стороны некоторых педагогов и классных руководителей;
- отсутствие системообразующих традиций в классе.
В качестве практической части было предложено создание одного из разделов «Взаимодействие семьи и школы» программы развития гимназии на ближайшие пять лет. Самое ценное в этом моменте педагогического совета, что сами родители были участниками этого процесса, а учителя – только экспертами.
Таким образом, открытый педсовет, проведенный в стенах образовательного учреждения, показал, что такие встречи необходимы, так как, во-первых, позволяют родителям высказать свою точку зрения на те процессы, которые происходят в гимназии, во-вторых, быть единомышленниками, союзниками, соуправленцами тех, кто выполняет социальный заказ государства.
Павлюченко Н.В., заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
гимназии № 11 города Новосибирска