Взаимодействие семьи и школы

Говорят, что самое трудное в работе с детьми, - это работа с родителями. Наверное, можно согласиться с этим утверждением или попытаться опровергнуть его, доказав обратное.

Коллектив гимназии № 11 «Гармония»  города Новосибирска как раз подтвердил,  что родители – это главная опора педагога, потому что «современная школа будет более тесно взаимодействовать с семьей. Система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общественности…» (из  проекта  президента России «Наша новая школа»).


25 марта  2010 года в стенах  гимназии прошел открытый педагогический совет, тема которого «Роль родительской общественности в реализации целей и задач гимназии». На совместное заседание были приглашены не только учителя гимназии, но и родители.

Задачи, стоящие перед гимназией в образовании и воспитании детей, настолько сложны, что их решения невозможно без активного участия родителей. Семья вместе с гимназией строит тот важнейший комплекс факторов и условий воспитывающий среды, который создает эффективность всего образовательного процесса.

По мнению Тамары Павловны Жигулиной, учителя начальных классов, традиционно сложившиеся формы общения учителя с родителями себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Это возможно при условии атмосферы доверия и благожелательности и новых форм отношений родитель-педагог.


Для того чтобы подготовить и провести такую встречу, была проделана большая работа:

  • функционирование родительского лектория, тематика которого определяется при составлении плана работы образовательного учреждения;
  • проведены общегородские родительские собрания на параллелях 7-х и 9-х классов по теме «Роль семьи в формировании гражданской позиции школьника»;
  • организован выездной семинар для родителей в октябре 2009 года;
  • изучение родителями основополагающих документов, которые регламентируют роль отца и матери  в деле воспитания гимназистов, а именно: Закона об образовании, Концепции модернизации образования, материалы семинаров по гендерному и компетентностному подходам;
  • проведен городской семинар в рамках Сибирской ярмарки «УчСиб-2010 года»  «Роль родителей в формировании компетенций учащихся»;
  • научно-практическая конференция «Взаимодействие всех участников образовательного  процесса по формированию ключевых компетенций школьников»;
  • практического семинара для классных руководителей «Формы и методы работы классных руководителей с родителями».

Предложенная на педагогическом совете аналитическая часть сложилась из анализа заместителей директора по учебной и воспитательной работе, рефлексии педагогов-предметников и классных руководителей, наблюдений в урочной и внеурочной деятельности, мнения и анкетирования родителей.

В выступлении Н.В.Павлюченко, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, были приведены примеры из  положительного опыта, который наработан коллективом гимназии; определены проблемы и намечены пути решения этих проблем.

Так, сделаны выводы,  что  в начальной школе родители учатся принимать решения и  быть открытыми к диалогу с учителем по отдельным вопросам,   помогать учителю в формировании интересов детей и осознавать их возможности. И тогда (как сказал один из родителей) «приходить в образовательные учреждения вместе с детьми станет интересно и взрослым».

В среднем и старшем звеньях активность родителей несколько падает: они не так часто посещают школу, встречаются с учителями-предметниками,  предпочитают следить за успехами или неудачами  детей на расстоянии. Исходя из определившихся проблем учителю-предметнику,   необходимо искать, разрабатывать такие формы работы с родителями, чтобы они были актуальны, востребованы и, самое главное, достигали желаемого результата.

 В рамках подготовки и проведения педагогического совета родителям была предложена анкета, состоящая из девяти вопросов. На  встрече  проведен  анализ одного из вопросов: в какой степени родители Вашего класса участвуют в реализации целей и задач гимназии?


    В какой степени родители Вашего класса участвуют в реализации целей и задач гимназии?
   1-4 классы
 5-8 классы
 9-11 классы
 на 100%
 40%  32%  24%
 на 70%
 31%  28%  43%
 на 50%
 15%  25%  29%
 на 30%
 5%  10%  2%
 на 10%
 1%  5%  1%
 не ответили
 8%  -  1%

Из саморефлексии родителей, представленной в таблице, видно 86 % родителей в начальной школе, 85 % - в среднем звене, 96 % - в старшем звене являются активными участниками учебно-воспитательного процесса в гимназии, союзниками всех инициатив образовательного учреждения.

Вместе с тем, были определены и проблемы:

-     чрезмерная занятость родителей, связанная с повышением статуса (взросление ребенка - профессиональная зрелость родителей)

-     снижение мотивации родителей  к участию в жизнедеятельности класса и гимназии в целом из-за отсутствие у классного руководителя системы в работе с родителями;

-     недостаточная  информативность о делах, проходящих в гимназии;

-     отказ от помощи родителей, авторитарность со стороны некоторых педагогов и  классных руководителей;

-     отсутствие системообразующих традиций в классе.

В качестве практической части  было предложено создание одного из разделов «Взаимодействие семьи и школы» программы развития гимназии на ближайшие пять лет. Самое ценное в этом моменте педагогического совета, что сами родители были участниками этого процесса, а учителя – только экспертами.

Таким образом, открытый педсовет, проведенный в стенах образовательного учреждения, показал, что такие встречи необходимы, так как, во-первых,  позволяют родителям высказать свою точку зрения на те процессы, которые происходят в гимназии, во-вторых, быть   единомышленниками, союзниками, соуправленцами тех, кто выполняет социальный заказ государства.

 

Павлюченко Н.В., заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

 гимназии № 11 города Новосибирска



 

Просмотров 3320
Обновлено 09.09.2018
Нет комментариев